Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

УТВЕРЖДЕНО
Приказ управления по образованию
администрации Первомайского района г. Минска
от 01.09.2022 № 1-6/312

УСТАВ

Государственного учреждения образования

 «Средняя школа № 121 г. Минска имени М.Ф.Егорова»

СТАТУТ

Дзяржаўнай установы адукацыі

 «Сярэдняя школа № 121 г. Мінска імя М.Ф.Ягорава »

(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 Минск, 2022


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Учреждение образования действует на основании Устава.

Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 121 г.Минска имени М.Ф.Егорова» (далее – Школа), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 191121370, на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 16.07.2009 № 1646 «О создании государственных учреждений образования».

В соответствии с решением Мингорисполкома от 25.10.1989 года № 14 была открыта средняя школа № 121.В соответствии с решением Мингорисполкома от 16.07.2009 № 1646  Школа получила статус юридического лица и была переименована в государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 121 г.Минска». Школа приобрела права юридического лица с момента государственной регистрации.

В соответствии с решением Мингорисполкома от 20.09.2011 №2698 государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 121 г. Минска» переименовано в государственное учреждение образования «Средняя школа № 121 г. Минска» (далее Школа).

2.  Полное наименование Школы:

на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сярэдняя школа № 121 г.Мінскаімя М.Ф.Ягорава»;

на русском языке – Государственное учреждение образования «Средняя школа № 121 г. Минска имени М.Ф.Егорова».

Сокращенное наименование Школы:

на белорусском языке – Сярэдняя школа № 121 г. Мінска імя М.Ф.Ягорава;

на русском языке – Средняя школа № 121 г. Минска имени М.Ф.Егорова.

3. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования.

Вид учреждения образования – средняя школа.

4. Место нахождения Школы (юридический адрес): 220086, г. Минск,  ул. Калиновского, 50.

5. Учредителем Школы является управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска (далее – Учредитель).

Юридический адрес Учредителя: 220012, г. Минск, пер. К.Чорного, 7.

6. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии  Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования иными действующими актами законодательства Республики Беларусь, нормативными правовыми актами органов местного управления и самоуправления, настоящим Уставом.

7. Школа является юридическим лицом, имеет свой учетный номер плательщика, зарегистрированный в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь, бланки и штамп со своим наименованием.

8. Школа создана в форме учреждения на основе коммунальной  собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из республиканского и местного бюджетов, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

9. Школа – учреждение общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования.

10. Предметом деятельности Школы является образовательная деятельность и иная деятельность, осуществляемая в сфере образования по реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, а также программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

11. Целями образования являются реализация Государственного  школьного стандарта; формирование гражданственности и патриотизма; привитие навыков здорового образа жизни; интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося; формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.

12. Задачи:

обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития;

создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании;

деятельность по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия, профессионального самоопределения учащихся;

формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственное, эстетическое и экологическое воспитание;

всестороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений и навыков самообразования.

13. Школа в соответствии с актами законодательства имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание Школы;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении, факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

14. Школа обязана обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников Школы;

меры социальной защиты учащихся;

создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;

участие в формировании контрольных цифр приема;

ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в Школу со свидетельством о государственной регистрации, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами Школы, содержащими права и обязанности учащихся;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

15. Иные права и обязанности Школы устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, Уставом Школы. 

16. Школа может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства. Средства, полученные Школой от приносящей доходы деятельности, поступают в её самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства.

17. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, Школа может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, реализуется с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

18. В Школе запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных и религиозных организаций (объединений), деятельность которых противоречит законодательству Республики Беларусь.

19. Кроме основных функций, Школа в порядке, предусмотренном законодательством, может осуществлять:

19.1. организацию обучения и воспитания для получения общего среднего образования на дому теми учащимися, которые по медицинским показаниям временно либо постоянно не могут посещать Школу;

19.2. организацию обучения и воспитания в условиях организаций охраны здоровья тех учащихся, которые усваивают содержание образовательных программ общего среднего образования и находятся на лечении либо оздоровлении в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

19.3. экспериментальную и инновационную деятельность.

  1. Также Школа может осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05 декабря 2011 года №85:

85200 - начальное образование;

85310 - общее среднее образование;

85590 - прочие виды образования, не включенные в другие группы;

91011 - деятельность библиотек;

68200 - сдача внаём собственного недвижимого имущества;

Иные виды, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Школа осуществляет охранную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

21. Лицензирование деятельности Школы, ее аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

  

ГЛАВА 2

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ШКОЛЫ

 22. Имущество Школы находится в собственности Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком).

23. Материально-техническую базу Школы составляют земельный участок, капитальные строения (здание, сооружения), оборудование и иное имущество.

24. В Школе имеются:

помещения, кабинеты, мастерские;

помещения для занятий физической культурой и спортом;

помещение медицинского назначения;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

25. Приобретение и поставка средств обучения и воспитания для оснащения Школы, финансируемых за счет средств местных бюджетов, для обеспечения реализации образовательной программы общего среднего образования, могут осуществляться за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных актами законодательства, в рамках государственной программы развития системы образования.

26. Школа может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.

27. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Школы осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных образовательных услуг, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

28. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Школы.

29. Школа не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по бюджетной смете получаемых бюджетных средств.

30. Школа не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

31. Организация бухгалтерского учета осуществляется на договорных началах с государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подведомственных организаций».

 

ГЛАВА 3 

ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

32. Учредитель в рамках своей компетенции:

осуществляет контроль за обеспечением качества образования;

подбирает кандидатуру и осуществляет деятельность по назначению на должность директора;

организует повышение квалификации и переподготовку руководителя и специалистов Школы;

принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Школы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

в случае прекращения деятельности Школы Учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

согласовывает учебные планы Школы;

обеспечивает Школу учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими и другими средствами обучения, основной школьной документацией;

согласовывает внесение изменений и дополнений в штатное расписание Школы;

обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Школы;

осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств;

участвует в формировании банка данных о документах об образовании;

участвует в формировании государственных автоматизированных информационных систем (ресурсов);

обеспечивает закрепление административно-территориальной единицы за Школой для получения общего среднего образования;

осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь;

устанавливает контрольные цифры приема в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

33. Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь, Уставом Школы и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

34. Непосредственное руководство Школой осуществляет его руководитель – директор, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем Школы.

35. Директор Школы несет ответственность за качество и эффективность работы, охрану труда работников, охрану прав, жизни и здоровья учащихся, представляет без доверенности интересы Школы в государственных органах и организациях, в суде.

36. Директор Школы:

действует от имени Школы без доверенности и несет ответственность за результаты ее деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности;

осуществляет руководство коллективом работников Школы, обеспечивает подбор и расстановку кадров;

осуществляет прием, увольнение, перемещение педагогических и иных работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными и служебными характеристиками круг обязанностей работников Школы, создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня, педагогической и специальной квалификации;

утверждает структуру и штатное расписание Школы в пределах выделенных бюджетных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами и нормативами численности работников;

принимает решение о применении мер дисциплинарного взыскания к учащемуся;

определяет порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования;

ежегодно на основе типового учебного плана общего среднего образования по согласованию с Учредителем утверждает учебный план Школы;

утверждает индивидуальные учебные планы;

поощряет и объявляет взыскания педагогическим и иным работникам Школы в соответствии с законодательством Республики Беларусь и локальными нормативными документами, не противоречащими законодательству;

решает вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью Школы, обеспечивает учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, рациональное использование бюджетных средств, а также средств, которые поступают из других источников финансирования, распоряжается ими в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

обеспечивает соблюдение законодательства об охране труда, требований технических нормативных правовых актов по безопасности труда, а также приказов и предписаний вышестоящих и контролирующих органов;

осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса;

несет ответственность за распределение нагрузки педагогическим работникам.

37.   Оплата труда директора Школы, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

38. Права и обязанности заместителей директора определены в должностных инструкциях, разработанных в установленном законодательством порядке.

39. Основным органом самоуправления в Школе является педагогический совет, возглавляемый директором Школы.

40. В состав педагогического совета входят все педагогические работники Школы.

41. Решения педагогического совета после утверждения их приказом руководителя Школы являются обязательными для исполнения всеми педагогическими работниками, учащимися Школы и их законными представителями.

42. В Школе могут создаваться попечительский совет, ученический совет.

43. Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Положениями о соответствующих органах самоуправления, действующими в Школе.

44. В целях социального становления, развития и самореализации работников Школы, охраны и защиты их прав и законных интересов члены трудового коллектива в соответствии с актами законодательства могут формировать первичную профсоюзную организацию, которая выбирает профсоюзный комитет, являющийся представителем работников школы и действующий на принципах социального партнерства.

45. Коллегиальным органом, полномочным принимать решения в сфере трудовых отношений  и общественной деятельности трудового коллектива Школы, является общее собрание трудового коллектива.

 

ГЛАВА 5 

ПОРЯДОК СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ШКОЛЫ

46.Структура Школы формируется ей самостоятельно по согласованию с Учредителем.

В состав Школы входят структурные подразделения, обеспечивающие реализацию целей и задач, отнесенных к компетенции Школы, а также обеспечивающие ее функционирование: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр по воспитательной работе.

47. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых директором Школы, в соответствии с требованиями актов законодательства.

48. При необходимости приказом директора могут создаваться другие структурные подразделения, необходимые для решения задач Школы.

49. Штатное расписание Школы формируется с учётом численности учащихся и работников, в соответствии с постановлением, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

50. Штатное расписание утверждается директором Школы, пересматривается два раза в год: на 1 января и на 1 сентября.

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

51. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении общего среднего образования и иными актами законодательства.

52. Образовательный процесс в Школе осуществляется на основе: принципов государственной политики в сфере образования; образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в сфере образования;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

53. Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана здоровья учащихся;

соблюдение установленной продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса, в том числе и при проведении мероприятий плана воспитательной работы Школы;

создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

54. Школа реализует образовательную программу начального, базового образования, образовательную программу среднего образования, может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.

Школа может реализовывать образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в том числе для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

55. Школа обеспечивает получение общего среднего образования, преемственность в организации и содержании образовательного процесса. Общее среднее образования включает в себя три ступени:

I ступень – начальное образование (I - IV классы);

II ступень – базовое образование (V - IX классы);

III ступень – среднее образование (X - XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

56. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

57. Для учащихся устанавливаются каникулы.

Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.

58. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели.

Факультативные занятия проводятся до начала либо после завершения уроков.

Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V-XI классах. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

59. В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Школы факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

  1. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), учебно-полевые сборы, общественно-полезный труд и иные занятия.

61. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Ежедневное количество уроков в Школе и их последовательность определяется расписанием уроков, которое составляется с учетом требований санитарных правил, норм, гигиенических нормативов. Расписание уроков утверждается директором Школы.

Длительность урока в I классах – 35 минут, во II-XI классах – 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками определяется исходя из конкретных условий труда Школы, необходимости организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных правил, норм, гигиенических норм.

62. Обучение в Школе осуществляется на русском языке. Изучение белорусского, русского и иного языка в Школе является обязательным, за исключением отдельных категорий детей, для которых изучаемые языки определяются нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

63. Обязательный для изучения в Школе иностранный язык, определенный ее учредителем с учетом потребностей государства и возможностей школы, - английский язык и (или) французский язык.

С учетом пожеланий учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся), по решению учредителя, с учетом возможностей Школы могут открываться группы с изучением другого иностранного языка.

64. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определенном законодательством.

65. Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных учебных предметов, модулей соответствующей образовательной программы общего среднего образования на базовом, повышенном уровне, в том числе в рамках профильного обучения.

Базовый уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое является обязательным в соответствии с учебной программой по этому учебному предмету, модулю.

Повышенный уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета, модуля с углублением и (или) расширением его содержания.

Профильное обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на III ступени            общего среднего образования на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, модулей, в том числе учебных предметов, модулей, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов, модулей с профессиональной ориентацией содержания (профильных учебных предметов, модулей), проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической и иной).

66. В Школе могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

На II и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется директором Школы по согласованию с Учредителем в соответствии с типовым учебным планом Школы.

67. При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования классов на III ступени общего среднего образования:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы (мультипрофиль).

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне отдельные учебные предметы и изучающих все учебные предметы на базовом уровне;

При реализации модели 2 возможны следующие варианты:

один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех, а другие учебные предметы – разные для разных учащихся;

в одном классе сформировано несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение). Количественный состав мультипрофильной группы – не менее 5 учащихся.

68. Получение общего начального, базового и среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам в соответствии с десятибалльной системой оценивания учебных достижений учащихся на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании.

69. Получение общего базового и общего среднего образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования Республики Беларусь.

70. Учащимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении, – свидетельство об общем базовом образовании с  отличием.

Выпускникам Школы, освоившим образовательные программы общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.

Выпускники Школы за отличные успехи в учебе и примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами.

71. Образовательный процесс может быть организован на дому.

Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

72. Образовательный процесс организуется индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

73. Для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня для учащихся I-IV классов. Решение о наполняемости группы продленного дня принимается Учредителем.

  1. Школа ведет учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь.

75. В Школу в первую очередь принимаются лица, которые проживают на территории микрорайона, закрепленного за Школой решением администрации Первомайского района г.Минска. В приеме (зачислении) в Школу лицу, проживающему на территории, за которой закреплена Школа, может быть отказано по причине отсутствия свободного места.

76. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, имеют право на общее среднее образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

77. Решение о наполняемости классов принимается Учредителем учреждения при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований и норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.

78. Воспитательный процесс организуется на основе государственной политики, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

  1. Воспитательный процесс осуществляется непрерывно в течение календарного года.

80. Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.

81. Трудовая деятельность учащегося может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных трудовых объединениях в течение учебного года и в каникулярное время.

 

ГЛАВА 7

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ШКОЛЫ

82. К участникам образовательного процесса относятся учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.

83. Учащийся - лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы общего среднего образования.

84. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

обучение и воспитание в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об образовании;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной базой Школы;

получение платных услуг в сфере образования;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Школы;

поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Школой;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

85. Учащиеся обязаны:

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу;

выполнять требования Устава, решения педагогического совета, распоряжения и приказы директора, требования руководства и работников Школы;

посещать классные и информационные часы;

соблюдать деловой стиль одежды;

использовать одежду для занятий физической культуры согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

иметь на учебных занятиях необходимые учебные принадлежности;

размещать устройства связи, интернет-связи перед началом занятий в специально отведенных местах;

предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника;

покидать территорию Школы во время занятий только с разрешения классного руководителя, дежурного администратора;

находиться в учреждении в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных и иных).

86. Основанием для привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности является:

опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия и иные формы организации образовательного процесса;

нарушение дисциплины;

неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;

оскорбление участников образовательного процесса;

распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;

порчи здания, сооружений, оборудования или иного имущества Школы;

нарушение требований законодательства о пожарной безопасности;

распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ либо появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на территории Школы;

ношение огнестрельного оружия любого вида, боеприпасов любого вида или взрывчатых веществ (либо их имитаторов или муляжей), холодного оружия, колющих, рубящих, режущих предметов, химических ядовитых, огнеопасных веществ;

курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территории Школы;

иные противоправные действия.

87. К дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.

88. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

89. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10, 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

90. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

91. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему учащемуся допускается только после уведомления комиссии по делам несовершеннолетних администрации Первомайского района г. Минска.

92. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Школы. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

93. Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным руководителем Школы.

94. Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

95. Поводами для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников Школы.

96. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

97. Дисциплинарные взыскания к учащемуся применяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

98. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

99. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией, правилами внутреннего распорядка для учащихся;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем Школы;

получение информации обо всех видах обследований (психологических, педагогических) учащихся.

100. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся.

101. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и осуществляют руководство образовательной деятельностью Школы, его структурных подразделений).

102. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также должностными инструкциями, трудовыми договорами (контрактами).

103. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость;

имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

104. При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, данная деятельность прекращается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

105. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в экспериментальной, инновационной, международной деятельности Школы;

участие в управлении Школой;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.

106. Педагогические работники обязаны:

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

107. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству Республики Беларусь.

108. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

109. Педагогические работники обязаны строго соблюдать Правила педагогических работников.

110. Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника.

111. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника является обязательным для всех участников образовательных отношений в учреждении и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

112. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника может быть обжаловано в вышестоящем органе (организации).

113. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается Министерством образования.

114. К иным работникам относятся работники, не являющиеся педагогическими.Права и обязанности иных работников Школы устанавливаются законодательством Республики Беларусь, Уставом Школы, локальными документами, трудовыми договорами (контрактами).

 

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛЫ

115. Решения об изменении вида, о реорганизации, ликвидации Школы   принимаются учредителем на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

 

ГЛАВА 9

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ)

ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ ШКОЛЫ

116. Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь. Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются приказом управления по образованию администрации Первомайского района г.Минска и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.

 

ГЛАВА 10

ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ

117. Лицензирование деятельности Школы, ее аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

118. В Школе не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.

119. В Школе по вопросам воспитания на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) во внеучебное время могут взаимодействовать зарегистрированные религиозные организации с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

  1. Школа имеет право по согласованию с управлением по образованию администрации Первомайского района г.Минска устанавливать прямые связи с органами управления образованием и учреждениями образования зарубежных стран, международными организациями в целях обмена опытом, проведение совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).

121.   Международное сотрудничество Школа осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

122. Трудовые отношения работников в Школе регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

123. Прием на работу в Школу и увольнение педагогических, технических и иных работников осуществляет директор.

124. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое образование с представлением соответствующих подтверждающих документов.

125. Оплата труда работников Школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством (исходя из тарифной ставки) и положениями о материальном стимулировании.

126. Аттестация педагогических работников Школы осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

127. Трудовые книжки всех работников Школы ведутся и хранятся в Школе.

128. Школа ведет архивное дело и делопроизводство в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

129. Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

130. За непредставление и искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица Школы несут установленную законодательством ответственность.

131. Ревизия деятельности Школы проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 11

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

132. Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

133. Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются приказом Учредителя и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.