Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

«Я люблю каждое утро приходить к актерам, с которыми работаю. Мы знакомы уже давно... В актеров надо влюбляться. Они прекрасные люди».

А.Эфрос

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчеств».

В.А.Сухомлинский

Вопрос духовно-нравственного и эстетического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а постичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере. Театральная деятельность, органично включенная в образовательный процесс, ‒ универсальное средство развития личностных способностей человека.

Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.  В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.

Главная идея факультатива «Музыкальный театр»  ‒ обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности. Это достигается за счет вовлечения учащихся в театральную деятельность: постановка школьных праздников, спектаклей, изготовление  для них костюмов и декораций, обучение вокалу. На занятиях учитель и учащийся не просто осваивает чьи-то продукты деятельности, а производит их самостоятельно. Такой подход активизирует образовательный процесс, придает ему творческий и исследовательский характер, передает учащемуся инициативу в организации своего процесса познания и творчества. В этой системе педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, а учебный процесс, строится как диалог с познаваемой реальностью и с другими людьми.

Театр ‒ уникальная развивающая среда для юного человека в период становления личности. Подростки, увлекающиеся театром, общительнее других, они способны к более глубокому самоанализу, лучше понимают других людей, у них развита способность к сочувствию и сопереживанию. Кроме того, они чаще всего избавлены от комплекса непонимания, не чувствуют себя покинутыми и одинокими, а значит, в существенной степени защищены от влияния тоталитарных группировок и наркотиков. Приобщая юного человека к искусству, театр пробуждает в нем талант зрителя, сотворца театрального действия, без участия которого спектакль, как произведение искусства, не может состояться.

Переживая судьбы героев, анализируя ситуации, события, действия и поступки действующих лиц, постигая язык и законы театра, ребенок от спонтанного соучастия в действии переходит к пониманию и осмыслению нравственных и этических ценностей.

Театр открывает простор для самовыражения, а это одна из его главных потребностей ребенка. Работа на этом уровне пробуждает интерес, вызывает большую творческую активность.

 

ЦЕЛЬ:

обобщение опыта работы по созданию условий для творческого развития личности и реализации творческих способностей в процессе постановки спектаклей в условиях интеграции специальных учебных предметов театральной и музыкальной направленностей

 

ЗАДАЧИ:

  • обосновать общность методологических приемов в искусстве и образовании, в профессии режиссера и учителя, объединенных в школьной системе единым термином, учитель театральных дисциплин;
  • выявить актуальность интеграции предметов театральной и музыкальной направленности как благоприятного условия развития творческой личности и воспитания школьника;
  • показать практические формы интеграции специальных учебных предметов направленности через работу над музыкальным спектаклем.

 

ГЛАВА 1

ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 1.1.        Общность методологических приемов в искусстве и образовании,  в профессии режиссера и учителя.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном  образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Театральное творчество позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в обучающемся. В процессе обучения театральному искусству он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к духовной жизни.

Специфика театрального искусства такова, что с первой минуты общения до итоговой (выпуск спектакля) педагог оказывает непосредственное влияние на развитие, воспитание и формирование личности обучающегося. Выбор упражнений, заданий, тем для этюдов, беседы, другие формы и методы обучения направлены на развитие личности в целом. У пианиста есть рояль, у скрипача скрипка, а у актера «инструмент» он сам. Как будет «настроен» этот «инструмент», зависит от личности самого педагога.

Основу современного театра составляют театральные технологии, начало бурному развитию которых было положено К.С.Станиславским.

Одной из задач театрального педагога является умение выявить возможности театральных технологий, основанных на «теории действий» и «параметрах взаимодействий», в осуществлении гуманистического подхода к обучению на уроках в общеобразовательной школе и определить основные ориентиры научного сопряжения основ театрального искусства, педагогической психологии, дидактики и герменевтической практики в деятельности учителя.

Этому, безусловно, помогают  отечественные личностно-ориентированные психологические теории развития и обучения ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, В.П.Зинченко, А.С.Арсеньев).

Реализация режиссерского замысла через актера всегда связана с педагогикой. Режиссура и педагогика ‒ понятия разные, но соединенные воедино в процессе рождения спектакля.

Театр ‒ человековедение. Прежде всего, благодаря той удивительной художественной и душевной работе, которую производит исполнитель, актер, воссоздавая на сценических подмостках «жизнь человеческого духа» роли. По законам театра переживания, театра Станиславского нравственный выбор персонажа в пьесе, каждый раз требует сокровенных и честных нравственных, душевных усилий исполнителя. Сценическое творчество ‒ может быть, прежде всего, работа духовная, труд души.А театральная педагогика ‒ это обучение ремеслу и воспитание духа одновременно,  как единый педагогический процесс.

Режиссерская и педагогическая работа ‒ не поучение и не назидание. Это художественный поиск режиссера (учителя), который всегда происходит на глазах артиста (ученика). И качество, содержание этого поиска ‒ лучшая школа театрального воспитания. Именно содержание и интенсивность, а также свобода и импровизационность режиссерского поиска захватывает исполнителей, ведет их за собой.

Истинное учительство ‒ всегда, и, прежде всего, бескорыстно. Моральный авторитет учителя, театрального лидера, содержание и благородство его человеческой личности являются решающим фактором в педагогике, где обязательно, говоря словами М. Чехова, должны сходиться вопросы искусства и вопросы морали. Педагогика, особенно в искусстве ‒ один из видов познания жизни и мира. Как важен в этом процессе сам характер, качество, нравственный и идеологический уровень воздействия учителя. Учитель ‒ это в конечном счете не тот, кто учит, а тот, у  кого учатся, у кого хотят научиться, кто может послужить примером.

1.2.        Специфика театрального искусства и понятие зрительской культуры

 Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников.

 Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живо-звучащее, непосредственно действенное. При этом в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Погруженность в мир переживаний зрителя сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.

Конечно, театр никоим образом не подменяет собой другие виды искусства. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека.

Современная педагогика также рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Сегодня в условиях развивающейся электронной культуры, экспансии средств массовой информации, «развлекающего ширпотреба» (З. Я. Корогодский), необходимо искать средства, которые помогут противостоять этому процессу. Конечно, многомиллионная аудитория видеопросмотров и скромная театральная аудитория количественно несопоставимы, но именно театральный зритель, воспитанный на общении с живым искусством, как утверждают психологи, социологи и искусствоведы, наиболее образован и талантлив.

Именно поэтому школа стала включать театр в самые разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности. Неотъемлемой частью факультатива по театральному мастерству стал компонент театральной культуры, который по представлению педагогов, занимающихся этой работой, заключается чаще всего в знакомстве школьников с театром как видом искусства, в изучении истории отечественного и зарубежного театра, в освоении элементов актерского мастерства и постановке спектаклей, в которых играют дети.

 1.3.        Формы театральной работы со школьниками разного возраста

 Жизнь театрального искусства в школе - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни, это творческий процесс знакомства с искусством и постижения законов театра, усвоения определенных знаний о нем.

 Театральное образование и воспитание в школе как правило направлено на:

  • воспитание основ зрительской культуры;
  • развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • накопление учащимися знаний об искусстве театра.

В конкретном обращении к школьнику эти три направления переплетаются и дополняют друг друга. Театральная терминология усваивается лучше, если опирается на зрительский опыт или на опыт собственной исполнительской деятельности. Исполнительское же творчество, в свою очередь оценивается по критериям, освоенным в процессе накопления зрительской культуры.

Организация театрально-творческой деятельности школьников в каждой группе реализует указанные направления работы в той степени, которая соответствует возрастным интересам и возможностям детей. Каждое из направлений может развиваться следующим образом.

В области воспитания основ зрительской культуры:

  • формирование представления о “составляющих” художественного образа в театральном искусстве;
  • формирование представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении;
  • формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене;
  • формирование представления о мизансцене как языке театрального спектакля.

 В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности:

  • организация произвольного внимания (зрительного, слухового);
  • знакомство с элементами исполнительской деятельности;
  • освоение средств выразительности театрального искусства;
  • навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

В области накопления знаний об искусстве театра:

  • освоение терминов и понятий театрального искусства;
  • знания о разных театральных профессиях;
  • формирование представления о разных видах и жанрах театра;
  • знакомство с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены.

  

1.3.1. Театральная работа с детьми на первой ступени общего среднего образования

 Подготовку детей к восприятию спектакля возможно осуществлять непосредственно в процессе их собственной деятельности на уроках (при условии, что у детей формируется критерий оценки этой деятельности). Но педагогу необходимо создать определенные условия для такой работы: использовать на занятиях с детьми элементы театрального костюма, реквизита, декораций, а также воспроизводящую аппаратуру или музыкальные инструменты.

Практики, которые включают элементы театра в уроки в начальной школе, особенно подчеркивают, что театр позволяет создать психологически комфортную атмосферу занятий. Театральные упражнения, которые дети выполняют на факультативе, направлены на реализацию следующих целей:

  • погружают детей в присущую этому возрасту стихию игры, сглаживая рамки урока;
  • развивают у детей внимание, воображение, мышление, волю, память (так необходимее ребенку для дальнейшего успешного обучения и искусства);
  • развивают и поддерживают познавательные потребности ребенка;
  • создают для ребенка привычную игровую атмосферу, позволяющую ему плавно перейти от одной ведущей деятельности (игры) к другой (учебной).

Включение театральных методик в урок и факультатив театра не должно сводиться к подготовке выступлений, хотя такая форма работы может быть возможна и даже в некоторых случаях полезна.

О серьезной работе на факультативе может идти речь лишь с 12 лет, когда у подростка возникает способность к абстрактному, понятийному мышлению. Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (свободе, любви, справедливости и т.д.), строить умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.

В начальной школе очень полезны игры-драматизации по сказкам, рассказам, стихам, басням, которые приближаются по своему типу к творческим играм. Это небольшие этюды, сценки, в которых импровизация имеет первостепенное значение, так как в них уже заключаются элементы обучения детей умению действовать в предлагаемых обстоятельствах. Задача данного этапа познания ребенком театрального искусства - воспитание у младших школьников способности «улавливать и эмоционально воспринимать смысл поступков героев в произведении, взятом для драматизации, видеть (воссоздавать) в воображении то, о чем говорится в тексте» (Ю. И. Рубина).

 1.3.2. Театрально-творческая работа с детьми подросткового возраста

 Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.

В своем большинстве подростки очень активные и непосредственные зрители. Именно поэтому они многое в спектакле воспринимают даже острей и ярче, чем взрослые, порой они запоминают множество подробностей, на которые взрослые почти не обращают внимания. Остро переживая происходящее с героями, подросток вместе с ними ищет выход из трудного положения, т.е. активно мыслит, чувствует, дополняет своим воображением то, что видит на сцене. Однако, воспринимая спектакль очень непосредственно и эмоционально, подросток порой не успевает охватить общий смысл и логику развития того или иного события, характера, отделить главное от второстепенного. В других случаях из-за активно развивающейся способности к абстрактному мышлению подросток, наоборот, довольствуется тем, что «ухватывает» в спектакле лишь схему событий, пропуская психологические оттенки, подтекст в речи и действиях героев, не обращая должного внимания на своеобразие художественного изображения того или иного факта.

Таким образом, у подростков имеются потенциальные возможности для полноценного восприятия театрального спектакля как целостного художественного произведения. Но эти возможности необходимо развивать и направлять.

Занятия на факультативе «Музыкальный театр» в подростковом возрасте направлены на

  • помощь в становлении самосознания подростка.

В данном случае театральная педагогика может сочетаться с элементами психодрамы (Дж.Л.Морено). Через тренинг различных способов поведения в предлагаемых обстоятельствах (этюды «Я» в предлагаемых обстоятельствах; задания на оправдание того или иного поведения, действия и т.д.) возможно не только тренировать актерскую технику, но и выявлять и корректировать психодраматическими способами личностные проблемы подростка.

  • освоение пластических возможностей подростка (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца);
  • знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи;
  • развитие творческого мышления подростка и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве («оценка факта», «вес», «мобилизация» и т.д.);
  • знакомство с драматургией как видом искусства;
  • участие в эпизодических и небольших ролях спектакля.

В театральной работе с подростками большое место занимают литературно-драматические композиции. Использование литературно-драматических композиций позволяет значительно расширить репертуар, необходимый для данной возрастной группы. Подготовка сценического отрывка, который является органической частью большой композиции, повышает интерес к занятиям, ответственность, развивает чувство коллектива. Вместе с тем использование литературно-драматических композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися художественным чтением.

 

1.3.3. Старшеклассники и театр

 Как показывают психолого-педагогические исследования, старший школьный возраст ‒ период жизненного самоопределения человека, период интенсивного формирования личности. Это период формирования мировоззрения, целостной системы научных, нравственных и эстетических взглядов, с позиций которых старшеклассник воспринимает явления окружающего мира и определяет свое место в обществе.

В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у старшеклассника возрастают возможности для полноценного художественного восприятия театрального искусства. Старшеклассник вполне способен разобраться в художественной ткани спектакля: за конкретной жизненной ситуацией, за действиями и поступками героев увидеть развивающуюся мысль режиссера, воспринять его нравственно-эстетическую позицию, его взгляд на мир. Старшеклассник уже достаточно отчетливо представляет себе роль каждого из создателей спектакля и в процессе анализа способен дифференцировать компоненты сложного сценического образа, то есть отделять при восприятии спектакля пьесу от ее трактовки театром, драматургический образ от образа, создаваемого актером и т.д.

Отмеченный многими исследователями познавательный аспект художественного восприятия старшеклассников является важной составной частью зрительской культуры, поскольку в этом возрасте он выходит на первый план, отодвигая момент сопереживания. Эмоциональность как самая яркая черта детского восприятия сохраняется, но с потерей той остроты и непосредственности, которая проявлялась в более раннем возрасте. Воспитательные усилия в процессе формирования зрительской культуры старшеклассников должны быть направлены как на сохранение эмоциональности восприятия, так и на развитие навыков восприятия специфики театрального искусства, его противоречивой эстетической сущности.

Главной формой работы старшеклассников на факультативе «Музыкальный театр», является подготовка спектакля. Весь процесс работы группы над спектаклем формирует представление о театре как сложном производстве, направленном на осуществление художественной деятельности (создание произведения искусства - спектакля).

 

ГЛАВА 2

ФАКУЛЬТАТИВ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР» КАК НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ВВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В МИР ИСКУССТВА

 2.1. Музыкальный театр, как предпосылка развития креативности

 Театральная деятельность ‒ деятельность коллективная. Без взаимопонимающего педагогического коллектива хорошего результата не будет. Именно театральная деятельность вынуждает работать только с единомышленниками. Педагог-хореограф, педагог  по сценической речи, по сценическому движению, по вокалу объединяются в образовательном процессе и при работе над сценическим воплощением драматургического материала обязаны работать по единым правилам, быть единомышленниками.

В. А. Сухомлинский в одной из своих последних книг «Сердце отдаю детям» писал о том, как важно, чтобы педагоги имели единые взгляды и убеждения по важнейшим вопросам воспитания и образования, так как единство взглядов предусматривает расцвет творческой индивидуальности каждого педагога, что ни один педагог не может быть воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, именно это как раз и «является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на подростков».

          Проблема развития творческих качеств личности, реализации креативности может быть решена достаточно успешно при условии взаимодействия музыкального языка с другими видами искусства в едином организме, каковым является музыкальный театр. Из множества жанров искусства музыкальный театр является наиболее эффективным средством развития творческих качеств именно в детском и подростковом возрасте за счет своей синтетичности, синкретичности и игровой природы.

          По условиям создания спектакля школьники являются не потребителями готовых идей, знаний или продуктов деятельности, а коллективными созидателями и творцами новых оригинальных решений, поэтому  главной целью всей системы подготовки на факультативе «Музыкальный театр» стало пробуждение и поддержание в детях активных исследовательских интересов, инициативы, настойчивости и независимости суждений, причем все это делается «играючи».

          В нашей школе существует уникальная возможность  межпредметных связей факультативов эстетического, гуманитарного и других циклов  для развития креативности у учащихся. Музыкальный театр и его музыкально-драматические спектакли, создают идеальные предпосылки для формирования психофизического аппарата учеников, формируют у ребят способность к творчеству на всех остальных школьных предметах, а так же ученики, занимающиеся театром, все годы были наиболее мотивированными и подготовленными для участия в воспитательных мероприятиях (КВН, агитбригады, и др. конкурсы).

          Сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности, где на смену преобладающей тенденции рассмотрения определяющей роли науки, техники и технологии в развитии человека и общества пришла в качестве ведущей проблема самого человека – и как существа биологического, и как носителя социального, и как творца особого мира культуры, т.е. главного созидателя исторического прогресса. В этом смысле актуальной и значимой представляется проблема развития творческих качеств личности, формирования креативности, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Интенсификация жизненного социокультурного пространства человека обуславливает необходимость поиска его резервных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности и с учетом его сегодняшних особенностей. Именно поэтому важно научить подрастающее поколение умению сопоставлять и анализировать, комбинировать и находить новые связи, зависимости и закономерности, продуцировать нестандартные идеи и подходы, проявлять инициативу и активность – что в совокупности и составляет способность к творчеству или креативность. Искусство есть фактор интеллектуально-творческого развития школьников, оно развивает оригинальное образное мышление, воображение, фантазию, интуицию. Знания, навыки, приобретенные в процессе художественного творчества, ученик может переносить в трудовую, учебную деятельность, сферу быта и общения.

          Театральная педагогика, не является узким специальным предметом, она основывается на  принципах общей педагогики, обобщая лучшее, как в театральном, так и общешкольном обучении.

Приведу несколько моих принципов работы с учеником:   

  • видеть способности ученика в неразвитой форме, восхищаться каждым, даже спонтанным проявлением творчества ученика;
  • принятие и положительная поддержка личности ребенка.

2.2. Задачи музыки в спектакле

Говоря о музыке в драматическом спектакле, имеем в виду музыку особого рода, которая живет в спектакле как естественная потребность, как органическая часть целого.

Если провести параллель с хореографией, живописью, которые, так же как и музыка, служат драматическому театру, можно убедиться в том, что это виды искусства, получившие в драме права гражданства, узаконили себя, особым образом модифицируясь.

«Музыка в театре начинается в слове, ‒ говорил О.А.Завадский, ‒ продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Я бы сказал, что если спектакль не музыкален, не ритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка ‒  величайшее искусство, и искусство точное, искусство, которое учит нас тому, что ничтожные секунды, ничтожные изменения ритма рождают фальшь. Музыка нас учит услышать то, что в нашем театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что принимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяет в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце…».

Эти слова выдающегося советского режиссера подтверждают то положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к собственно музыкальному искусству, в то же время является  частью сценического искусства, то есть она подчиняется как логике музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не столько сама по себе, сколько ценностью для данного действия. Часто какой-нибудь номер сам по себе  не имеет особых музыкальных достоинств, но специально писанный для данной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя.

Музыка активно формирует восприятие зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное  оформление, но почти не задумывается о роли музыки в увиденном представлении.

Театральная музыка должна быть лаконична, конкретна и сравнительно проста по форме. Как только нарушается равновесие между сценическим действием и музыкой, внимание зрителя раздваивается, и целостность спектакля разрушается.

Однако это не значит, что музыка в драме – всего лишь безличный аккомпанемент или иллюстрация к тому, что происходит на сцене. Театральная музыка должна обогащать сценическое действие, придавать ему новые краски, быть созвучной чувствам персонажей или, наоборот, контрастной.

Обычно музыка вводится в спектакль фрагментами, порой самых различных жанров, которые на первый взгляд вообще «не монтируются» между собой. Поэтому становится очевидным, сколь сложна и ответственна задача создания органического, единого, внутренне прочно связанного и законченного музыкального оформления драматического спектакля.

Существенная особенность театральной музыки – в ее воздействии не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, она влияет на воображение, поднимает тонус сценического самочувствия.

          Музыкальное оформление спектакля ‒ чрезвычайно важный аспект. Это не только способ осветить актера, музыка создает атмосферу и настроение спектакля и является ключевой составляющей его эстетического восприятия.

 

2.3. Алгоритм организации музыкального театра в школе

Основные составляющие  алгоритма организации музыкального театра в школе, это:

1)      введение в искусство музыкально-театрального жанра;

2)      стимулирование активности и творческой инициативы, генерации идей;

3)      организация репетиционной работы;

4)      сценарно-режиссерское решение и коллективное творчество школьников;

5)      межличностные отношения и внутригрупповое общение;

6)      премьерный показ спектакля и последующие его постановки.

 

2.4. История нашего факультатива

 Музыкальный театр  существует в школе с 2001 года. От миниатюр до музыкального спектакля – такова наша сценическая дорожка.

Постановка спектакля никогда не являлась самоцелью нашего коллектива, не спектакль, ради спектакля, а спектакль, как результат долгой, кропотливой, творческой работы, в процессе, которой и осуществляется главная триединая цель педагогики: образование, развитие, воспитание; спектакль, как результат лабораторных поисков, где можно искать, ошибаться, исправлять ошибки и снова искать, искать и понимать, что такое Театр.

В своей работе наш коллектив обращался ко  многим формам сценического воплощения: литературно-музыкальная композиция, миниатюры, театр теней, капустник, литературная гостиная, драматический спектакль. Вот некоторые из наших работ:

üинсценировка рассказа Константина Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»

Существует легенда, что Э. Григ, гуляя по лесу, встретил милую маленькую девочку, чья чистота, непосредственность и органичность, абсолютное слияние с природой, поразили композитора, впоследствии, он, работая, над музыкой к спектаклю по пьесе Ибсена «Пер Гюнт», написал чудесную мелодию «Песнь Сольвейг», которая, очень полюбилась слушателям и стала популярной. К.Паустовский, писатель, в чьих произведениях, красота природы, красота человеческой души и любовь к Родине главные темы, написал свою версию этой легенды.

Целью  нашей постановки было познакомить школьников с популярной классической мелодией и красивым литературным произведением. В постановке использовались  прием мелодекламации, элементы театра теней. В постановке участвовали ученики 8-х классов.

üспектакль «Катя и чудеса» по пьесе-сказке известных советских писателей Н.Гернет и Г.Ягдфельда 

По пьесе, Катя встречает в лесу Кикимору — семиюродную сестру Бабы Яги, которая мечтает, чтобы ее длинный нос стал короче. Благодаря добрым делам, желание Кики исполняется.

Пьеса-сказка Нины Гернет и Григория Ягдфельда повествует о современной Бабе Яге, Кащее Бессмертном и Василисе Прекрасной, которую спасают от колдовских чар девочка Катя и мальчик Лисичкин.

Пьеса написана очень живо и весело. Без лишних нравоучений, простым и доходчивым языком, авторы вводят читателей, а так же и зрителей в мир игры и приключений, с увлечением наблюдая за происходящим на сцене, зрители начинают понимать, что, только делая добро, человек становится человеком, что нельзя бросать друзей в беде, что чудеса существуют, надо только верить.

В спектакле принимали участие ученики 9-4 классов. Это три возрастные группы театра, т.к. в пьесе есть как взрослые роли, так и детские. Кроме непосредственного актерского участия в спектакле, ребята самостоятельно подготовили костюмы, реквизит, под руководством ученицы 9-в класса Ксении Александровой были нарисованы декорации. Во время спектакля юные артисты справлялись как с творческой частью выступления, так и с технической, а именно, перестановкой декораций в зависимости от смены картин.

üспектакль «В стране Мульти-Пульти» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г,З)

Эта постановка является репертуарной, три поколения театра школы было занято в этом спектакле. Это веселая сказка о приключениях героев мультфильмов органично вписывается в учебную программу по мастерству актера. Учащиеся театра в игровой форме отрабатывают  такие элементы как: слушать и слышать; смотреть и видеть; объект, оценка, действие; первоначальные понятия общения и характерности. Каждая новая постановка адаптируется под конкретный состав учащихся.

Хитрая Шапокляк и наивный Чебурашка, глупый Волк и смелый Заяц, жадные Пираты (в оригинале пьесы Трус, Балбес, Бывалый), Добрый Крокодил Гена и любимый всеми Карлсон- это герои, за приключениями которых всегда интересно наблюдать, а уж если и зрители вместе с героями спектакля помогают победить Добру, это всегда увлекательно!

-Драматическая сказка А.Баранова «Срочно требуются чернила, или Пятна на совести»

-Трагикомедия «Замарашка»  Я.Головацкого (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Это сложный психологический спектакль для старшеклассников. Эпиграфом к спектаклю мы взяли слова Антуана де Сент Экзюпери «Ты навсегда в ответе за всех кого приручил». И анонсировали  этот спектакль таким образом: это грустная история, случившаяся с плохими девочками, рассказанная хорошими девочками и мальчиками, средствами театрального искусства, как пример мероприятия по профилактике правонарушений.

-инсценировка по рассказу О.Генри «Дары волхвов» (ПРИЛОЖЕНИЕ Е)

-инсценировка «Сказки о глупом мышонке» С.Маршак

-комедия Е.Радченко «Решка»

Мы стремимся к тому, чтобы на каждом из наших спектаклей возникала эмоциональная связь зрительного зала и сценического действия, чтобы зрители, как и актеры, включали свое воображение и фантазию и сопереживали происходящему на сцене. Мы надеемся, что наши спектакли помогают развитию зрительской культуры, ведь ученики нашей школы - зрители доброжелательные и отзывчивые.

Особое место в истории нашего театра занимают самостоятельные работы учащихся. В них ребята, как правило, являются и авторами драматургического материала и режиссерами. Я как педагог лишь консультирую и при необходимости корректирую их работу. Эта форма работы с учащимися практикуется уже с младших классов, она, активно стимулирует творческих потенциал учеников и очень нравится ребятам. Но только лучшее мы выносим на суд зрителей. Одна из таких работ:

-Театральная фантасмагория в одном действии «Сны Ли» учениц 11 класса Я.Кунды и Я.Галынской (после окончания школы девочки поступили в БГУ на факультет журналистики). (ПРИЛОЖЕНИЕ Д,Л)

Наиболее интересной и продуктивной нам показалась работа над музыкальным спектаклем.  Помимо малых форм и просто драматических спектаклей, в которых естественно существует музыкальное оформление, основное место в репертуаре занимают музыкальные спектакли, в которых юные артисты не только «говорят», но и поют свои роли. Организацию музыкально-драматического театра в нашей школе можно выделить как большое самостоятельное направление.

-сказка «Кошки из высшего общества» по мотивам У.Диснея (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

-водевиль Н.Некрасова «Сватовство гусара» (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

-сказка «Отшельник и Роза» Б.Заходера

-мюзикл-сказка Г.Гладкова  и Л.Лагина «Хоттабыч» (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)

-литературно-музыкальная композиция Д.Биссета «Сказки дядюшки Дональда»

-литературно-музыкальная композиция  по мотивам повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Многие приглашаемые нами гости, удивлялись, что в обычной минской школе существует такой качественный театральный коллектив, именно потому, что в рамках школы, по многим объективным причинам трудно создать стабильную материальную базу и стабильный репертуар.  Большим событием стало посещение нашей школы  во время проведения декады театральных дисциплин «Большая премьера»  2007 году декана театрального факультета Белоруской государственной академии искусств, заслуженного артиста РБ, профессора В.А.Мищанчука, давшего положительный отзыв о работе коллектива. (ПРИЛОЖЕНИЕ Л)

 

2.5. Этапы работы на факультативном занятии «Музыкальный театр»

2.5.1. Выбор репертуара

 

Рассмотрим этот этап на примере спектакля «Сказки дядюшки Дональда».

Сказки Дональда Биссета,  известного английского писателя и  режиссера, выбраны не случайно, с одной стороны это глубокий философский материал, призывающий детей к добру, с другой стороны, это  компактный материал, удобный как при чтении и обсуждении, так и при постановке на сцене. Сказки Биссета похожи на маленькие новеллы, в каждой сказке происходит событие, в каждой сказке герой совершает хороший поступок. Причем, героями сказок становятся и люди, и животные, предметы и даже явления природы. Это очень театральная концепция, ведь по учебной программе 2-ого года обучения, главными темами являются: вера в предлагаемые обстоятельства, волшебное «если бы», развитие фантазии и воображения. Сказки Биссета удобны еще и тем, что неся общую главную мысль о добре, что позволяет объединить их в единый спектакль, каждая из них может стать самостоятельным номером, что удобно как в постановке, дети не перегружены репетициями, так и в показе, любая сказка может использоваться, как самостоятельный номер в любом концерте или  воспитательном мероприятии.

В первой четверти этого учебного года мы с ребятами прочитали почти все сказки Биссета, обсуждали каждую сказку, отвечали на вопрос: о чем сказка? Давали характеристики героев, рисовали сказки в своих рабочих тетрадях, изучая первоначальное понятие «образ». В результате коллективного отбора, в работе осталось пять, наиболее понравившихся сказок, причем, ребята сами выражали желание, кого в какой сказке они бы хотели сыграть.

 

2.5.2. Выбор вокального материала

Педагог по вокалу Шапель  Т.А., правильно поняла режиссерский замысел спектакля и выбрала небольшие английские песенки. Помогала ей в этом аккомпаниатор класса вокала Криворот Т.В. Мы не ставили цель  идеального вокального исполнения, а также не стремились блеснуть знанием английского языка, главная идея использования в спектакле английских песенок, это создание атмосферы, именно английской сказки, т.к. не все знакомы с творчеством писателя Биссета, и даже, если  и знают некоторых его героев, не всегда могут назвать имя автора. Именно поэтому и родилось название спектакля «Сказки Дональда Биссета»

  

2.5.3. Выбор музыкального оформления сказок

 Аккомпаниатор театрального класса Кожевникова С.С.  изначально присутствовала на всех этапах репетиций:  выбор материала, этюдная работа над образами,  создание постановочного плана. В процессе репетиций ею предлагалось несколько вариантов музыкального оформления каждого конкретного эпизода, выбирался наиболее удачный. В спектакле используется легкая как классическая, так и современная музыка.  Музыка в спектакле несет несколько функций: создание атмосферы, а именно: праздника, волшебства, сказки;  раскрытие образов: лирический у Лужи и Булочки, веселый и задорный у Тигренка и Утки.  Кроме этого в спектакле используются пластические зарисовки, это не танцы в привычном варианте, это именно пластические зарисовки, имитация танцевальных движений, которые, так же как и музыка помогаю раскрыть образы и создать веселую, радостную атмосферу спектакля.

Главная концепция работы с второклассниками, как учебная, так и постановочная:  « Мы играем в Театр», т.к., ученики второго класса еще не могут во всем объеме изучить и освоить взрослые методы и приемы актерского мастерства, но им очень хочется выступать на сцене, чтобы не угасло желание лицедейства, но в тоже время не испортить природу и органику каждого конкретного ребенка, мы, пока, не играем в театре, мы играем в театр.

Театральное искусство коллективное и успех любой сценической работы зависит от усилия и успеха каждого его создателя. Поэтому, в данной конкретной ситуации, можно творческую группу:  педагога театральных дисциплин, педагога по вокалу и аккомпаниаторов назвать соавторами спектакля «Сказки дядюшки Дональда». Театр искусство синтетическое и, поэтому, чтобы спектакль получился профессиональным во всех отношениях, очень важно, чтобы с учащимися работали три педагога, режиссер, вокалист, хореограф.