Судьба Беларуси как самостоятельного государства зависит во многом от уровня сформированности у нашего народа национального самосознания. Под этим понятием обычно понимают осмысление личностью своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе, уважение родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов. На современном этапе уровень сформированности у белорусов национального самосознания находится на достаточно низком уровне, поэтому предпринимаются активные меры по формированию национального самосознания: возрождение идеологии, культуры, языка, традиций, символики; привитие таких ценностей, как белорусская государственность, культура, история белорусского этноса, национальные традиции, обычаи, общечеловеческие идеалы добра и справедливости. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании одной из первоочередных задач обучения и воспитания подрастающего поколения является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии» (п.2 статьи 18)
Таким образом, воспитание национального самосознания подрастающего поколения - проблема особой гражданской значимости, от решения которой зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Так же важно обучение молодёжи уважительному отношению к другим народам и культурам, воспитание чувства как патриотизма, преданности Родине, так и интернационализма. Репертуар образцового хореографического ансамбля «Сузор’е» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) носит национально-интернациональный характер, направлен на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, идеологии белорусского государства и общечеловеческих ценностей.
Хореографическое искусство традиционно рассматривается как способ художественного воспитания личности, развития его эмоционально-двигательной природы, образности, выразительности, отзывчивости на музыку и ее точное выражение через пластику. С другой стороны, хореографическое искусство как эффективное средство социально-культурной деятельности способно воспитать и гуманную личность, уважающую культуру своего и других народов, понимающую значение ее ценностей; проявляющую патриотизм и активную гражданскую позицию. Важная роль здесь, в первую очередь, принадлежит народному танцу. Его выразительные движения в сочетании с ярким, самобытным костюмом и богатой по звучанию мелодией способны пробудить в личности подростка положительные эмоции.
Проблему развития танцев различных этносов рассматривали группы исследователей-хореографов A.JI. Адамкова, М.С. Боголюбская, В.В. Окунева, Т.А. Устинова и др. Исследование опирается так же на работы в области хореографии Ю.Б.Абдокова, Л.С.Андрусенко, Г.Ф. Богданова, Э.А.Куруленко, A.К.Кульбековой, Е.В. Коноровой, Ю.А.Кондратенко, Е.В. Николаевой, B.Н.Нилова, Б.Б.Мануйлова, И.Н. Мордовиной, Н.В.Петроченко, М.В.Судаковой, Т.В.Тарасенко, E.H. Фокиной, H.A. Хайкара, A.C. Яценко и др. В данных работах отмечается, что хореографическое искусство, пластика выступают в качестве инструментария воспитания духовного и эмоционального мира человека, выражения и гармонизации его состояния, объединяют едиными законами общество и социокультурное пространство.
Однако на сегодняшний день очень мало исследований, посвященных формированию национального самосознания у подростков именно средствами хореографического искусства. Педагогический аспект проблемы еще далеко не изучен в полной мере и требует новых подходов, теоретических исследований и разработок прикладного характера, особенно в социально-культурной сфере.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы формирования национального самосознания средствами хореографического искусства послужили основанием выделить следующие противоречия между: актуальностью формирования национального самосознания подростков и недостаточной разработанностью новых теоретико-концептуальных подходов к содержанию решения этой проблемы средствами искусства; потребностью социокультурной практики в выявлении воспитательного потенциала хореографического искусства в формировании системы национальных ценностей и не отвечающей современным требованиям учебно-воспитательного хореографического процесса.
Таким, образом, актуальность темы и социальный заказ очевиден. Поэтому целью квалификационной работы является описать систему работы по постановке народного танца, направленную на формирование национального самосознания обучающихся; а так же содействовать повышению качества хореографического образования. Исходя из цели были, определены следующие задачи:
- обобщить опыт постановки народного танца на примере постановки белорусского хоровода «Купалинка» и белорусского танца «Полька-заковырка» в образцовом хореографическом ансамбле «Сузор’е»;
- раскрыть пути формирования национального самосознания обучающихся посредством репертуарной политики ансамбля, постановочной работы;
- изучить уровень сформированности национального самосознания у обучающихся.
Объектом исследования определён процесс постановки танца, предметом - приёмы и формы работы, направленные на формирование национального самосознания обучающихся и выработку хореографических навыков. В ходе исследования выдвинута гипотеза: система работы по постановке народного танца и репертуарная политика образцового хореографического ансамбля «Сузор’е» способствуют формированию высокого уровня национального самосознания и навыков хореографического мастерства у учащихся.
Для решения задач были использованы следующие методы: теоретический анализ культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ передового педагогического опыта; социолого-педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, собеседование, самоанализ, самооценка, анализ хореографической деятельности. Исследование проводилось в образцовом хореографическом ансамбле «Сузор’е», руководителем которого является автор квалификационной работы, на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 121 г. Минска».
ГЛАВА 1
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
«Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн
Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного сознания. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.
Современная хореография различает три основных направления танцевального искусства:
- народный танец – отражение характера народа, его жизни и образа занятий (столь же разнообразный, как культура разных народов, народный танец – та основа, на которой базируется хореография);
- классический танец – исторически сложившаяся упорядоченная система движений, в которой нет ничего лишнего или случайного, основной вид хореографической пластики, обладающий лучшими выразительными средствами;
- современный танец – грандиозный по масштабам культурный пласт, включающий все танцевальные направления, возникшие после классического балета (все модные течения конца XX – начала XXI веков).
Хореография развивает чувство ритма, позволяет тренировать пластику рук и мышечную силу ног и корпуса, вырабатывает грацию и выразительность, прививает умение слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.
1.1. Факультативные занятия хореографической направленности в учреждении общего среднего образования
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих, но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих аспектах жизни. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети, занимающиеся на хореографической направленности, никогда не пройдут впереди старшего, подадут руку, помогут. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия танцем решают эти задачи.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания.
1.2. Белорусский народный танец
Танец — это мир чарующих движений,
Танец — это связь времён и поколений,
Танец — это путь к совершенствованию человека
Шульгинская Р. В.
Корни белорусского народного танца уходят в тринадцатый-четырнадцатый века, когда начиналось формирование и развитие трех великих народов – русского, белорусского и украинского. Первые элементы танца появились еще раньше и имели религиозное происхождение. Эволюция танца происходила одновременно со становлением белорусской самобытности.
Во все века ни один праздник, будь то семейные праздники либо народные гуляния не проходили без танцев. Правила и особенности этих танцев отличались не только от деревни к деревне, но и от района к району.
Белорусские народные танцы можно разделить по циклам, соответствующим четырем временам года. Зимой самым ярким событием была колядная неделя и святочные вечера, весенний сезон открывала Масленица, летом молодежь прыгала через костер на Купалле, осенний сезон открывали Дожинки. Самым ярким и простым белорусским танцем является хоровод и его производные.
Многие народные белорусские танцы своей целью ставят знакомство парней и девушек, поэтому достаточно много парных танцев. Возможно сочетание парных танцев с хороводами, смена партнеров во время танца. Белорусский народный танец оригинален и самобытен.
1.3. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.
Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно. Этому способствует просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению литературы, посещению музеев и т.д. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между членами коллектива и коллективами, творческая помощь друг другу.
Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.
Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.
Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:
- занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность;
- занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело;
- дети приучаются четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы;
- выявляют наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством;
- определяют педагогические и организаторские способности детей.
Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗЦОВОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ АНСАМБЛЕ «СУЗОР’Е»
(руководитель Евченко Людмила Николаевна)
«Народный танец» относится к художественно-эстетическому направлению. Его изучение направлено на творческое развитие детей младшего, среднего и старшего школьного возраста через приобщение их к истокам национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций и духовности белорусского танца.
Основу народного танца, с одной стороны, составляет ориентация на общечеловеческие ценности белорусской танцевальной культуры, а с другой идёт установка на развитие творческой индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность учебной программы, по которой занимается образцовый хореографический ансамбль «Сузор’е», (программа 2007 года, «Народно-сценический танец», НИО РБ, Лаврухина Н. М.). Данная программа составлена с учётом мотивации, интересов и возрастных особенностей обучающихся. Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить особенности каждой народности на примере разных танцевальных композиций. Программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определённый репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте, ритмике, классическому и народному танцу, и составлена с учётом индивидуального подхода к ребёнку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями здоровья.
Передо мной, как руководителем ансамбля со званием «образцовый» ставятся следующие задачи:
в обучении
- обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении программного материала, терминологии в классическом и народном танце, историю танцевальной культуры, основ актёрского мастерства танцоров;
- научить ритмическим упражнениям под музыку, дающим представление о танце;
в воспитании
- воспитать у участников коллектива настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении тех или иных задач;
- воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся, любви и уважения к народным традициям;
- формирование патриотизма и национального самосознания;
в развитии
- развитие чувств ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательной и логической памяти; творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
- формирование художественного вкуса.
Основной формой занятий в образцовом хореографическом ансамбле «Сузор’е» является учебно-практическая деятельность, причем 15% отводится теории, 85% - практическим знаниям. В основе обучения лежит чередование занятий: индивидуальных, коллективных и групповых.
На занятиях мной используются следующие формы работы:
- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- индивидуализированная (где учитываются индивидуальные возможности участников ансамбля);
- групповая, (предполагает наличие группы);
- парная, (может быть представлена постоянными и сменными парами);
- коллективная – концертная деятельность (выступление коллектива с танцевальными номерами).
На протяжении обучения дети получают знания по следующим направлениям:
- Ритмика. Сильная и слабая доли, размер музыкальный 2/4, 3/4, 4/4, синкопированный счёт, двойные удары, триоли, умение чувствовать темп музыки.
- Партерная гимнастика. Растягивание мышц, исправление физических недостатков (сутулость, косолапость), начальное изучение элементов классического танца, упражнения на развитие силы (броски, закачивание пресса), упражнения для развития гибкости, развитие внимательности и собранности, умение справляться с неприятными ощущениями (беседы).
- Классический танец. Основные позиции рук, ног, выработка осанки, поэтапное освоение классического экзерсиса, изучение классических прыжков, изучение вращения, упражнения на развитие устойчивости, работы у станка и на середине, грамотное исполнение движений в танце.
- Народный танец. Знакомство с русской культурой и культурой других народов (молдаване, украинцы, казаки, цыгане и другие), изучение дробей, изучение присядок, хлопушек, хороводного шага, исполнение сложных технических элементов в танце (трюки), исполнение движений в сочетании с позами рук, техника ног.
- Белорусский танец. Ознакомление с традиционными белорусскими танцами, раскрывающие характер народа, отображающие трудовые процессы и бытовые явления, изображающие птиц, зверей, явления природы.
2.1. Репертуарная практика ансамбля
Младшие участники посещают репетиции старших групп ансамбля, концерты, просматривают видеоматериалы. Они узнают о характере танцев коллектива, в котором занимаются, им показывают элементы из этих танцевальных номеров. Таким образом, используется элементы технологии коллективного обучения, взаимообучение, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей и подростков и показывает высокую эффективность. Дети учатся обращаться с костюмами, мною много говорится о значении участия в конкурсах и фестивалях детского творчества, поясняется необходимость уметь вести себя во время репетиции на небольших концертах с участием многих творческих коллективов.
На уровне школы проводятся открытые уроки, организовывается участие с небольшими выступлениями на праздниках в учреждении (ПРИЛОЖЕНИЯ И, К, Л). Постепенно обучающиеся приобретают свободное, но сконцентрированное умение вести себя на сцене и за её пределами во время исполнения.
На занятиях постоянно изучаются элементы танцев, вновь включённых в репертуар. Ансамбль активно участвует в концертах, конкурсах (ПРИЛОЖЕНИЯ И, К, Л), при этом параллельно идёт работа над усовершенствованием уже выученных постановок.
Чтобы заинтересовать учащихся танцевальным творчеством, совместно с практическими занятиями проводятся и теоретические. На таких занятиях даётся общая характеристика танца, отмечается его особенности. Проводятся беседы об особенностях фольклорного творчества народа. Обязательно рассматриваются иллюстрации и слайды, знакомящие детей с костюмами, используются видеоматериалы по данной тематике. Всё это необходимо для того, чтобы ввести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Жизнерадостность и весёлость польки и галопа, зажигательность и удаль многих плясовых народных мелодий отражающихся в движениях этих танцев.
Опираясь на программу по классическому и народно-сценическому танцу методика преподавания в своей основе опирается на традиционные методы обучения хореографии. В период изучения основ хореографии (1-4 класс школы) я провожу занятия по принципу соединения в одном уроке элементов двух предметов: классического и народного танцев. Это позволяет сделать урок более эмоциональным, музыкально разнообразным, а так же содействует равномерному распределению психоэмоциональной нагрузке учащихся.
Главной задачей обучения учащихся хореографии является достижение гармоничного единства трёх начал: физического, личностного и интеллектуального. Исходя из этого, создаются хореографические постановки, учитывается возраст и индивидуальные особенностей учеников.
Я стремлюсь, чтобы постановки были направлены на привитие любви к национальной культуре своей родины и других стран, раскрывали самобытность народов. Номера стилизованы, а музыкальный материал используется на основе обработки и аранжировки народных мелодий профессиональными музыкантами.
Репертуарный план ансамбля размещён в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Хореография способствует физическому развитию детей, она их обогащает духовно, формирует национально-культурное самосознание, но этот процесс достаточно длительный. В ансамбле учащиеся приобщаются к национальному творчеству, углубленному изучению истории белорусского танца и музыки, возрождению народных ремесел и промыслов на основе оптимального сочетания образовательной, развивающей и трудовой деятельности.
Следует отметить, что порядка 70% репертуара ансамбля составляют номера белорусского народного танца, что в сочетании с беседами о истории и культуре народа, национальных особенностях, выдающихся заслугах белорусов способствует формированию патриотизма, политической и информационной культуры, гражданственности и национального самосознания. За время существования коллектива поставлено более 50 хореографических номеров на белорусском материале и лексике других народностей (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
В ансамбле просматривается принцип непрерывности в обучении. Так с 4-5 лет обучающиеся посещают студию народного танца при образцовом хореографическом ансамбле «Сузор’е» на платной основе. Обучаясь на первой и второй ступенях общего среднего образования в ГУО «Средняя школа № 121 г. Минска» посещают занятия в рамках хореографической направленности бесплатно. Важно отметить, что стало традиционным участие детей в творческой деятельности ансамбля даже несмотря на смену жительства и перехода в другие учреждения образования.
Учитывая, что жизнь не стоит на месте, и хореография в том числе, видоизменяются учебные программы по хореографии, формы и методы работы. Народный танец тоже меняется. Плохо это или хорошо — покажет время. Я считаю, что аутентичный фольклор имеет право жить и сохраняться, народный танец может и должен быть, и стилизованный народный танец может существовать, так как ничто не стоит на месте.
2.2. Народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа
По содержанию и форме народный танец может выражать общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным. Национальный характер танца проявляется в целом ряде особенностей: хореографической и музыкальной структуре, исполнительской манере, колоритных деталях.
Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. Белорусский танец отличается своеобразным рисунком, порой сложными композиционными приёмами, использующими красочные орнаментальные узоры. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, своё музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок.
2.3. Постановка танца в коллективе
Белорусские танцы делятся на традиционные популярные танцы, кадрили, польки, бытовые, пляски; хороводы — на игровые и танцевальные; игры — на обрядовые и вечериночные. Большое место в фольклорном наследии белорусов занимают семейно-бытовые обряды, праздничные гуляния, которые отличаются обилием песен и танцев. Бережно храня традиции народного танца в целом, белорусские польки можно использовать при создании новых оригинальных произведений.
Реализацию “задумки” — новой хореографической постановки я начинаю с:
- изучения первоисточника (аутентичный фольклор, фольклор, народный танец);
- подбора музыкального произведения;
Музыка — душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связаны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.
- разработки эскиза национального костюма, исходя из характера танца, региона, откуда взята музыка и хореография (ПРИЛОЖЕНИЯ Д, Ж);
Для этого надо владеть такими понятиями, как ритм (относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений), «рисунок» (сочетание движений в композиции), «динамика» (варьирование размаха и напряжённости движений), «техника» (степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций). Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
Далее начинается работа над постановкой танца. Основная часть занятия — разучивание танца. Даётся общее представление о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала необходимо прослушать музыку к нему, определить характер, стиль, разучить отдельные движения танца и лишь затем всю композицию. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивается их индивидуальность.
Я предлагаю участникам ансамбля составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, что способствует развитию творческой активности.
Коллективная форма проведения занятий и разноуровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива, чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества.
Участники ансамбля с раннего возраста находятся в атмосфере белорусской народной хореографии и фольклорной музыки, благодаря которой воспитывается глубокое уважение к национальной культуре, традициям, обычаям народа Беларуси.
Обязательным в нашем ансамбле является посещение концертных выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов, выставок произведений народных умельцев, где раскрывается вся красота и величие культуры белорусского народа.
С большим удовольствием во всех мероприятиях принимают активное участие родители наших детей. Они являются помощниками в пошиве костюмов, эскизы которых разрабатываются в тандеме со мной. Так же большая помощь с их стороны во время выездных концертов: в сопровождении детей и решении организационных вопросов.
Участники ансамбля с большим желанием принимаются каждый раз за очередную новую постановку. Это говорит о том, что интерес наших детей к народному танцу велик. Поэтому необходимо отыскивать и собирать ещё не забытые материалы по национальной хореографии, изучение которых позволит всем занимающимся хореографией сохранять и преумножать богатство белорусского танцевального искусства. А изучая фольклор прошлого, мы должны особое внимание уделять развитию народного творчества наших детей.
2.4. Творческая характеристика образцового хореографического ансамбля «Сузор’е» (руководитель Евченко Людмила Николаевна)
Хореографический ансамбль «СУЗОР'Е» создан в 1998 году на базе ГУО “Средняя школа № 121 города Минска”. Руководителем ансамбля является Людмила Евченко (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Хореографический ансамбль “СУЗОР'Е” объединяет более 80 детей от 6 до 16 лет. На индивидуальных и групповых занятиях ученики получают знания по классическому и народно-сценическому танцу, по учебным программам Министерства образования Республики Беларусь. Хореографические постановки создаются с учётом возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
Почётное звание «образцовый» присвоено в 2007 году, успешно подтверждено в 2009, 2013 годах (ПРИЛОЖЕНИЕ Н).
Репертуарная политика ансамбля (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) направлена на привитие любви и уважения к национальной культуре своей страны и стран содружества, развитие общеобразовательных умений по хореографическому искусству, воспитанию культуры личности ребёнка. Отдельное значение придаётся соединению народной культуры с современностью. Музыкальный материал постановок создаётся на основе обработки и аранжировки народных мелодий профессиональными музыкантами.
За время своего существования руководителем ансамбля создано более 50 хореографических постановок (ПРИЛОЖЕНИЯ А, Е, З, И, К, Л). Наряду с танцами народов мира, шуточными миниатюрами ансамбль гордится постановками, созданными на белорусском материале, через которые проводит активную пропаганду хореографического творчества нашей страны.
Большое значение уделяется воспитательной работе в коллективе. Руководитель старается создать атмосферу доброжелательности, ответственности, целеустремлённости в достижении результата. Участники ансамбля успешны как в творческом, так и в учебном процессе. Руководитель ансамбля прививает воспитанникам глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси.
За время своего существования хореографический ансамбль “СУЗОР'Е” приобрёл большой опыт концертной деятельности, являясь дипломантом и лауреатом городских, республиканских и международных конкурсов. За период 2011-2013 награждён 6 дипломами лауреата, 7 дипломами I и II степени, 9 грамотами победителя (ПРИЛОЖЕНИЯ В, О). Принял участие в 237 мероприятиях и концертных программах (ПРИЛОЖЕНИЯ Г, О).
2.5. Белорусский танец «Полька-заковырка».
Описание танца
Полька — один из самых первых танцев, которые дети изучают ещё в детском саду, а появился он в Чехии. Полька — это парный танец, темп быстрый. Практически в каждой стране существует свой вариант этого танца. Каждая нация внесла в танец свои особенности: эстонская йоксу — полька танцующаяся медленно, важно, молдавская — темпераментно, белорусская — грациозно и весело. Бережно храня традиции народного танца в целом, белорусские польки можно использовать при создании новых оригинальных произведений. А на основе разновидностей полек можно придумать большое количество новых, сохраняя «первоисточник».
Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. В танце добавлена сюжетная линия, которая приукрасила и разнообразила саму польку (основной шаг). Выразительность и техника исполнения, мимика, образность — очень важны в сюжетном номере.
Полька “заковырка” – с одной стороны это традиционная белорусская полька, а с другой – стилизованное произведение на основе польки как первоисточник. Эмоциональный подъём в польке даёт музыкальное сопровождение, которое помогает лёгкому, подвижному исполнению польки. Органичное слияние танца с музыкой отражает черты характера национальности.
Добиваясь технической точности выполнения движений, большое внимание обращается на характер и манеру исполнения сценического образа.
2.6. Хоровод “Купалинка”.
Описание танца
Музыка идёт из глубины души, широкая, нежная. Красивая обработка с многочисленными вариациями. Композиционное построение напоминает рисунки народного художественного ткачества, вышивки, их узоры, слагающиеся из отдельных фигур, перестроений, переходов, переплетений. Большие выразительные возможности и вместе с тем пластику движений таят в себе руки исполнительниц. Руки как бы аккомпанируют танцу, помогают передать настроение, внутреннее чувство исполнителя.
Исходя из характера музыки и движений, учитывая, что это хоровод — костюм подчёркивает утончённые фигуры, передавая нежность движений, не сковывая перемещения по сцене. На голове — кокошник с длинными лентами. Белый цвет костюма с нежными цветами воспринимается зрителем ещё торжественнее и воздушнее.
Пример разработанных костюмов для хоровода «Купалинка» можно видеть в ПРИЛОЖЕНИИ Ж.
Незаметно проходят минуты танца, в котором один рисунок сменяется другим. В конце исполнительницы «растворяются» за кулисами, оставив облако воспоминаний о себе.
2.7. Результаты изучения сформированности национального самосознания членов образцового хореографического ансамбля «Сузор’е»
С целью изучения уровня сформированности у членов образцового хореографического ансамбля «Сузор’е» педагогом-психологом школы в апреле 2013 года было проведено анонимное анкетирование 92 учащихся школы (5-9 класс) и 56 участников коллектива (5-9 класс).
Результаты диагностики учащихся показали, что в целом учащиеся школы показывают хороший уровень свормированности национального самосознания, члены хореографического ансамбля – высокий. Чувство гордости за свой народ, понимание важности знания языка, истории, культуры, сохранение традиций и уважение национальных символов у учащихся хореографической направленности значительно выше, а ответы-рассуждения – самостоятельны и осознанны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Творчеству научить нельзя, но можно направить процесс обучения, образования, воспитания на создание условий, формирующих творческую личность»
Праздников Г. А.
Народный танец многогранен и в каждой из граней отражена история народа, его душа и характер. Поэтому именно средствами хореографического искусства возможно сформировать у обучающихся национальное самосознание, гражданственность и патриотизм. Работа ансамбля, его репертуар, концертная деятельность успешно решают эту задачу, они направленны на поддержку политики государства в сфере возрождения идеологии, культуры, языка, традиций белорусского народа, а так же на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Высокий уровень усвоения детьми учебной программы подтверждена результатами участия в фестивалях и конкурсах районного, городского, республиканского и международного уровней (ПРИЛОЖЕНИЯ В, Г, О). Везде члены коллектива с гордостью представляют Беларусь и обязательно с белорусской программой, с большой любовью рассказывают о своей стране, белорусском народном танце и пропагандируют его.
В данной работе автор описала основные методы, приёмы и формы работы в ансамбле, направления его деятельности, показала на примере двух танцев, как осуществляется на практике работа над постановкой, хореографией. Обобщённый опыт может быть полезен работающим и начинающим педагогам как с точки зрения методики работы над постановкой танца, организации взаимодействия членов коллектива, взаимообучения, творчества, так и в части составления репертуара, разработки костюмов.
Таким образом, поставленная цель и задачи полностью выполнены, что подтверждается результатами работы ансамбля, итогами проведённой диагностики. Гипотеза подтвердилась: система работы по постановке народного танца и репертуарная политика образцового хореографического ансамбля «Сузор’е» способствуют формированию высокого уровня национального самосознания и навыков хореографического мастерства у учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – Минск, 2004
- Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г.
- Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М., 2003
- Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
- Программа общеобразовательной школы с хореографическим направлением, 2005, 2007
- Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2007.
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.
- Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003.
- Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
- Соколов А.А. проблема изучения танцевального фольклора. – М., 2006
- Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1967
- Чурко Ю.М. Белорусский хореографический фольклор. – Минск, 1990